?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее сообщение | Следующее сообщение

C какими символами, по мнению россиян, ассоциируется Россия за рубежом? По данным опроса Исследовательского центра рекрутингового портала SuperJob.ru, основным символом можно считать матрёшку.

Корректность этого опроса, честно говоря, вызывает сомнения. Например, слова "страна" и "государство" в комментарии к опросу авторы используют как синонимы. А это ОЧЕНЬ разные вещи, и с разными символами. Нет никакой попытки аналитически осмыслить данные. Сама формулировка вопроса - «Какая вещь / явление, по Вашему мнению, могла бы стать символом России за её пределами?» - зачем-то отсекает "одушевленные предметы". А ведь люди (политические лидеры, писатели, спортсмены, олигархи и т.д. - это тоже важнейшие символы - и страны, и государства). И почему медведь, например, попал в список "неодушевленных"? Хотя, может, это как раз и отражает современные политические реалии?

Нет, все-таки без людей опрос неполный. И даже и некоторых "неодушевленных" вещей в этом перечне тоже явно не хватает. Как думаете, каких?

Вот все их результаты:


По мнению россиян, принявших участие в опросе Исследовательского центра рекрутингового портала SuperJob.ru (http://www.superjob.ru), основным символом нашего государства (выделено шрифтом ashpi) можно считать матрёшку. Официальным государственным символом России считается двуглавый орёл. Но, как выяснилось, у наших сограждан свои представления о том, какой неодушевлённый предмет, вещь или явление достойны представлять Россию за её пределами.
По результатам исследования, безоговорочную победу в соревновании символов одержала матрёшка. Главным символом России это национальное культурное достояние назвали 12% россиян.
В свою очередь 8% респондентов считают, что символом страны (выделено шрифтом ashpi) мог бы стать медведь. При этом одни считают, что это бурый медведь, другие уверены, что на роль символа больше тянет белый мишка, а третьи подразумевают символ московской Олимпиады 1980 года.
Ещё 6% участников опроса назвали в качестве российского символа водку, 4% - официальный государственный флаг. По 3% россиян выбрали двуглавого орла и отечественное оружие (автомат Калашникова, танки, истребители и военную технику).
По 2% опрошенных символом России считает валенки, берёзу, газ или нефть, зиму (снег), космический корабль или спутник, Красную площадь (Кремль), самовар, Чебурашку и дороги. Стоит отметить, что последний вариант сопровождался отнюдь не лестными комментариями: «Дырявые» дороги».
Остальные респонденты считают, что звания символа нашей страны (выделено шрифтом ashpi) достойны такие предметы, как балалайка, серп и молот, шапка-ушанка, печь, блины с икрой, гранёный стакан, тройка лошадей, иконы Рублёва, венок из одуванчиков, дубовый веник, борщ и пуховый платок.
Затруднились с ответом 16% наших сограждан: «Не представляю»; «Много думал, ничего не придумал».

Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 10 декабря 2009 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1000 респондентов
(а где погрешность? - ashpi)

Вопрос:
«Какая вещь / явление, по Вашему мнению, могла бы стать символом России за её пределами?»

Ответы респондентов распределились следующим образом:

«Матрёшка» - 12%
«Матрёшка в виде Путина»; «Матрёшка – сколько ни открывай, а там ещё что-то закрытое (непознанное)»; «Наверное, матрёшка. Настоящая русская женщина, воплощённая в игрушке»; «Что-нибудь из фольклора, например, матрёшка».

«Медведь» - 8%
«Белый или бурый медведь»; «Геральдический медведь»; «Олимпийский мишка»; «Медведь на белом или голубом фоне»; «Уже стал символом и будет им всегда – медведь. И это хорошо»; «Ярославский медведь».

«Водка» - 6%
«Бутылка водки и солёный огурец».

«Флаг» - 4%
«Государственный флаг»; «Триколор»; «Во все времена символом какой-либо страны считалось знамя, в наше время – российский триколор, флаг России. Он является символом, это было очень заметно во время Олимпийских игр».

«Оружие» - 3%
«Автомат Калашникова»; «Военная техника»; «Межконтинентальная баллистическая ракета РС-20 «Сатана»; «Система противоракетной обороны»; «Танк Т-34»; «Ядерная боеголовка»; «Истребитель».

«Герб, двуглавый орёл» - 3%
«Герб – двуглавый орёл»; «Двуглавый орёл. Этот символ соединяет Восток и Запад»; «Наш герб».

«Валенки» - 2%
«Валенки. В другой обуви у нас ходить нельзя: либо валенки, либо валенки с галошами».

«Береза» - 2%
«Прекрасное и красивое дерево – берёза»; «Русская берёза».

«Газ, нефть» - 2%
«Газ, нефть, ресурсы»; «Газопровод»; «Две трубы – одна газовая, вторая нефтяная»; «Нефтяная вышка и газовый завод».

«Зима, снег» - 2%
«Вьюга»; «Мороз»; «Русская зима».

«Красная площадь, Кремль» - 2%
«Красная площадь в Москве»; «Московский Кремль».

«Космический корабль» - 2%
«Основой для символики могли бы стать события, связанные с освоением космоса»; «Первый запуск человека в космос»; «Первый спутник»; «Космический корабль».

«Самовар» - 2%

«Чебурашка» - 2%
«Чебурашка. Уже стал».

«Дороги» - 2%
«Дырявые» дороги».

«Ответы, набравшие по 1% голосов респондентов» - 14%
«Балалайка»; «Перестройка»; «Победа над фашизмом»; «Серп и молот»; «Шапка-ушанка»; «Храмы»; «Коррупция, преступность»; «Природа»; «Монета»; «Народ, люди»; «Культура, искусство»; «Русская душа, характер»; «Российский автомобиль».

«Другое» - 16%
«Гжель»; «Наука»; «Спорт»; «Звезда»; «Кирзовый сапог»; «Печь»; «Пиво»; «Балет»; «Белые ночи»; «Северное сияние»; «Голубь»; «Большой театр»; «Борщ»; «Щи»; «Мёд»; «Венок из одуванчиков»; «Деревянная ложка»; «Дубовый веник»; «Иконы Рублёва»; «Кедр»; «Колосок»; «Кокошник»; «Лапоть»; «Лень»; «Пуховый платок»; «Патриотизм»; «Пионерский галстук»; «Радуга»; «Православие»; «Рукопожатие»; «Семейные ценности»; «Солнце»; «Топор»; «Тройка лошадей»; «Чёрный хлеб»; «Шкура соболя»; «Якутский алмаз»; «Блины с икрой»; «Разгильдяйство»; «Терпение»; «Гранёный стакан»; «Добродушие, трудолюбие, взаимовыручка, благожелательность русских».

«Затрудняюсь / не хочу отвечать» - 16%
«Много думал, ничего не придумал»; «Не думала на эту тему»; «Не представляю».



Комментарии

( 20 комментариев — Оставить комментарий )
ashpi
15 дек, 2009 05:08 (UTC)
Отчет об опросе обнаружен тут:
http://www.superjob.ru/community/life/40779/
ashpi
15 дек, 2009 05:52 (UTC)
Версия сделанного в СССР социолога О. Газманова
"Сделан в СССР"

Украина и Крым, Беларусь и Молдова -
Это моя страна.
Сахалин и Камчатка, Уральские горы -
Это моя страна.
Красноярский край, Сибирь и Поволжье,
Казахстан и Кавказ, и Прибалтика тоже ...

Я рожден в Советском Союзе,
Сделан я в СССР
Я рожден в Советском Союзе,
Сделан я в СССР

Рюрики, Романовы, Ленин и Сталин -
Это моя страна.
Пушкин, Есенин, Высоцкий, Гагарин -
Это моя страна.
Разоренные церкви и новые храмы,
Красная площадь и стройка на БАМе ...

Я рожден в Советском Союзе,
Сделан я в СССР
Я рожден в Советском Союзе,
Сделан я в СССР

Олимпийское золото, старты, победы -
Это моя страна.
Жуков, Суворов, комбайны, торпеды -
Это моя страна.
Олигархи и нищие, мощь и разруха,
КГБ, МВД и большая наука ...

Я рожден в Советском Союзе,
Сделан я в СССР
Я рожден в Советском Союзе,
Сделан я в СССР

Глинка, Толстой, Достоевский, Чайковский,
Врубель, Шаляпин, Шагал, Айвазовский
Нефть и алмазы, золото, газ,

Флот, ВДВ, ВВС и спецназ.

Водка, икра, Эрмитаж и ракеты,
Самые красивые женщины планеты,
Шахматы, опера, лучший балет,
Скажите, где есть то, чего у нас нет ?!

Даже Европа объединилась в союз,
Вместе наши предки сражались в бою.
Вместе выиграна Вторая мировая война,
Вместе мы самая большая страна.
Душат границы, без визы нельзя,
Как вам без нас, отзовитесь, друзья !


Я рожден в Советском Союзе,
Сделан я в СССР
Я рожден в Советском Союзе,
Сделан я в СССР
aleksey_s
15 дек, 2009 08:33 (UTC)
Ну а что, все верно: страна у нас медвежья, а государство - матрешка ))) Прямо в точку.

А по-сути, какая-то лубочная картина получается. Ушанки еще не хватает (или она есть? невнимательно просмотрел подразделы выборов).

На мой взгляд, сейчас символом России, реальным символом является Путин (нравится это или нет). И думаю, что он куда лучше ассоциируется с Россией, чем матрешка. Но очевидно, что он не всегда будет таким символом, да и не может им стать в целях нормального представления страны.

Мне кажется довольно ясным, что матрешка уступает и медведю (именно так в карикатурах представляют Россию: точно такой же четкий и устоявшийся штамп, как и дядя Сэм).

Может быть, что именно медведь бы и подошел для представления России зарубежом. Идея, конечно, спорная. Ведь медведь это довольно опасное животное, но если его сделать максимально далеким от гризли, нормальным среднерусским медведем (но не полярным - где это они водятся в континентальной части России?). Этот символ очень хорошо бы соседстсвовал, на мой взгляд, с прокатывавшейся относительно недавно комичной рекламой с участием медведей в Эрмитаже и других знаковых местах России, все более превращая медведя в символ, а не реальное представление о стране, где медведи бротят по улице (никто ведь не представляет, что Штаты сплошь заселены людьми с бородкой а-ля дядюшка Сэм, которые к тому же носят звездно-полосатый цилиндр).
aleksey_s
15 дек, 2009 08:37 (UTC)
А, шапка-ушанка имеется... Странно, что только в незначительном количестве.
ashpi
15 дек, 2009 10:43 (UTC)
Путин - символ нынешнего государства. А страна Россия скорее ассоциируется с матрешкой - "Настоящая русская женщина, воплощённая в игрушке". Соединять "два в одном", ИМХО, как-то противоестественно.
aleksey_s
15 дек, 2009 11:34 (UTC)
Не совсем понял, что значит "два в одном". Если государство и страна, то лично мне кажется, что в данном случае это синонимы. И вряд ли эти тонкости интересны за рубежом. Я вот как-то не могу сказать, чем государства США отличается от страны США (ну или, к примеру, Япония). Вот государственный строй - это другой вопрос. Но в данном случае этот вопрос лишний.
А матрешка как воплощение настоящей русской женщины в игрушке - это уже устаревший формат (может быть, к сожалению). Это часть культуры, безусловно, но как символ... Боюсь, что и в деревнях уже не найти этого прототипа, воплощенного в игрушке. Разве что у староверов. Впрочем, и староверы ныне уже не те - бывал я в одной их деревне в Рязанской области.
Глобализация этот символ унесла в раздел истории. Бавария, например, гордится своей истории и уникальными культурными отличиями, но в символах этого региона они не значатся.

Впрочем, продвигая Россию за границей на различных выставках, наши представители от различных министерств (от МИДа в основном, я полагаю) используют эти старорусские символы (кокошники, старорусские красавицы-прототипы матрешки и т.д.). Но успехом, насколько мне известно, все это действо не пользуется. Это интересно довольно узкой прослойке людей, действительно глубоко интересующихся культурой другой страны. А более широким массам это не интересно. Нужен другой, современный и в то же время имеющий свои глубокие российские корни символ. (медведь, конечно, вряд ли подходит под это определение, но обыграть его в современных условиях проще, а получается, как показала все та же реклама с медведями, довольно современно и интересно - это привлекает внимание, но в то же время не опошляет суть).
ashpi
15 дек, 2009 12:00 (UTC)
Речь шла о соединении "образа русской женщины" с Путиным.

Вообще же, образ страны, как правило, бывает гораздо менее политизирован, более человечен, более связан с историческими корнями, чем образ государства. А в образе государства обычно на первом плане руководитель и его текущая политика.

И, если подходить по-научному, то полезно еще выделять этнические стереотипы, у них своя специфика.
aleksey_s
15 дек, 2009 12:10 (UTC)
Про Путина понятно.

Речь идет о символе России? Коль скоро он будет предъявляться зарубежной аудитории, то он должен быть универсальным - обывателю совсем незачем (да и не будет он это делать) разбираться в академических тонкостях. Впрочем, это, конечно же, не отменяет необходимости академической дискуссии. Правда, здесь я выступаю больше как простой обычный россиянин, наделенный некоторыми знаниями ))) А на научную глубину проработки проблемы не претендую.
ashpi
15 дек, 2009 12:24 (UTC)
Правильно, символы должны быть универсальными, узнаваемыми, позитивными. Простыми и понятными. Но за такой "гениальной простотой" должна быть предварительная экспертная обкатка. В противном случае появляются такие чудовища, как церетелиевские мегаломанские творения, тоже выдаваемые сейчас иностранцам как "символы России". Вы видели змея на Поклонной горе, которого всадник нашинковал одним копьем? Ужас! А ведь возят туда иностранных туристов по морозу и ветру, показывают...
aleksey_s
15 дек, 2009 14:14 (UTC)
Про змея я уже благополучно позабыл. Зря Вы мне про него напомнили )))

Боюсь только, что дискуссии как всегда не выйдет. Увидим результат. И он нас вряд ли обрадует. Если вообще будет результат.
(Анонимно)
15 дек, 2009 23:56 (UTC)
Про змея и не хотелось вспоминать, но напомнили этой осенью. Довелось наблюдать, как провели двухчасовую (оплаченную турагентству) автобусную экскурсию по Москве для группы итальянцев. Сначала их довезли до Новодевичьего, пустили погулять у пруда на 10 минут, но стали собирать лишь через полчаса. Потом высадили на Воробьевых горах покупать те самые матрешки - еще полчаса. А последним предложенным символом Москвы стал для них этот змей, порезанный как селедка. Даже закаленные муссолиниевской архитектурной пропагандой итальянцы оторопели. А на показ Красной площади потом уже не хватило времени - им сказали: время вышло, чай не дети, не заблудитесь, идите и смотрите сами!
aleksey_s
16 дек, 2009 12:15 (UTC)
Бедные итальянцы... Но вот я не понимаю, а как сейчас в Москве можно проводить автобусные экскурсии? Хорошо, если пробка будет в историческом месте - можно хоть рассказать и показать что, а так... От Поклонной горы до Красной площади есть и совсем малоинтересные места, если возле них часами стоять )))
ashpi
16 дек, 2009 12:45 (UTC)
В выходной утром пробок не было. Но это не помешало схалтурить и не показать "лицо" города.
aleksey_s
16 дек, 2009 14:33 (UTC)
Повезло однако... В нашей части города теперь и в выходные беспросветные пробки...

Впрочем, мы ушли от темы.

Кстати, тут мне пришел в голову еще один символ, который, думаю, ныне у многих иностранцев хорошо ассоциируется с Россией: газ. Ну и нефть заодно.

И, кстати, было бы неплохо провести открытый опрос среди самих иностранцев. Мне вот знакомый рассказывал о восприятии России японцами - очень познавательно. Россия - это Толстоевский (именно так, Толстой и Достоевский), Лебединое озеро и... (вот третий часто упоминаемый момент забыл). (Ааа из России, а скажите, где там у вас между Москвой и Киевом Лебединое озеро находится?)
ashpi
16 дек, 2009 16:31 (UTC)
Труба с вентилем сейчас на многих зарубежных карикатурах присутствует. Да и в этом опросе она есть:

«Газ, нефть» - 2%
«Газ, нефть, ресурсы»; «Газопровод»; «Две трубы – одна газовая, вторая нефтяная»; «Нефтяная вышка и газовый завод».

А у трубы - самизнаетекто. Такой вот символ России.
aleksey_s
16 дек, 2009 16:36 (UTC)
Не очень-то хорош.
ilar1
15 дек, 2009 16:35 (UTC)
Песня Газманова не просто ужасна, но еще и провокационна. Считать Прибалтику частью СССР и Родиной - значит узаконить противоправную аннексию Прибалтийских стран во время Второй мировой войны. Лично для меня главный символ России, символ ее души - это православный храм и православный крест, злаченный купол, играющий светом на Солнце. Жаль, что этот символ не является популярным. К матрешкам и медведям отношусь крайне отрицательно - данные символы как раз и вызывают стереотипическое видение России на Западе (с медведями, бродящими по улице, водкой и т. д.).
(Анонимно)
16 дек, 2009 00:14 (UTC)
Да, по поводу "нетленки" Газманова были протесты. Например, один эстонец написал открытое письмо: "Трудно себе представить, чтобы какой-нибудь известный немецкий исполнитель вышел бы сегодня к микрофону петь, к примеру, "Франция, Польша и Чехословакия тоже - это мой третий рейх". Сравнение крайнее, конечно, но именно спровоцированное другой крайностью.

А купола русских церквей - да, выглядят очень одухотворенно и воодушевляюще. Наверное, один из ограничителей популярности этого символа то, что не все люди испытывают достаточный пиетет к религии, и к РПЦ - тем более. Хотя отождествлять эти вещи не стоит.
ilar1
17 дек, 2009 17:46 (UTC)
Думаю, для каждого россиянина Россия ассоциируется со своим набором ощущений и символов, просто эти наборы ценностей и установок могут различаться от человека к человеку. Песня Газманова, хоть и считается популярной и "патриотической", мне видится скорее "ура-патриотической", квасной, плакатной агиткой. Мое понимание России в музыке - это песни Юры Шевчука, например - "Правда на правду" (об августовском путче и призраке гражданской войны), "Родина", "Ночная пьеса" (о показной духовности). У Шевчука это любовь к России через боль, любовь вопреки. Если ты что-то любишь, то ты не скрываешь недостатков объекта, а наоборот, раз за разом указываешь на них и проявляешь надежду и веру на их исправление. Что касается РПЦ - ну а кто не без греха? По меткому выражению диакона Андрея Кураева, число подлецов в рясе с первых дней христианства остается неизменным апостольским - один из двенадцати. В России же привыкли всегда замечать недостатки и в упор не видеть преимущества. Надежды на будущее Православия я в данный момент связываю с неординарной и светлой личностью Патриарха Кирилла, отмеченного премией "Человек года 2009" в номинации "Религия". На мой взгляд, именно Его Святейшество может считаться на данный момент человеком-символом России, а никак не озлобевший Путин и марионеточный Медведев. В любом случае, для кого-то - Родина-Мать в Лужниках, а для кого-то - простая православная церквушка в деревенской глубинке. Главное, чтобы и то, и другое было Россией.
ashpi
17 дек, 2009 17:57 (UTC)
"Один из двенадцати", говорите? Возможно. Но тот Иуда "пошел и удавился", а нынешние отращивают животы и всех поучают...

А про песни и про настоящую любовь к Родине Вы очень хорошо сказали.
( 20 комментариев — Оставить комментарий )

Последний месяц

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Из каких стран читают?

free counters
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner