ashpi (ashpi) wrote,
ashpi
ashpi

Categories:

Автореферат диссертации главы банды Цапока. Ознакомьтесь!

 Вот автореферат диссертации того самого человека, которого называют главой той банды, которая долгое время терроризировала сельских жителей и под конец совершила массовое зверское убийство (в том числе маленьких детей) в станице Кущевской. Сейчас Сергей Цапок уже задержан милицией с помощью ростовской мафии.

Текст автореферата написан достаточно профессионально. Есть, как положено, ссылки на К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Зомбарта, Ф. Тенниса, П. Сорокина,Ф. Знанецкого, У. Томаса и других. Есть парадигмы и аксиопространство (правда, почему-то без дискурса).  Чувствуется тренированная рука какого-то услужливого академического автора.

Н
о вовсе не обязательно то, что «автору»-Цапоку в этом тексте не принадлежит вообще ни строчки. Напротив, кое-какие пассажи заслуживают пристального внимания. Вот, например, когда с помощью рассуждений про «базовые нравственные ценности селян» делается попытка оправдать «социальные девиации»: «…воровство выступает одной из форм повседневного сопротивления» крестьян как слаборесурсной группы. … это может быть форма адаптации в условиях отсутствия других легальных возможностей». И т.д.

Заканчивается все это, естественно, одой патриотизму.


Ниже приводятся некоторые заслуживающие внимания места. Ознакомьтесь:

 

ЦАПОК Сергей Викторович

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЦЕННОСТИ

СОВРЕМЕННОГО СЕЛЬСКОГО ЖИТЕЛЯ

Специальность 22.00.06 – социология культуры,

духовной жизни (социологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Ростов-на-Дону – 2009


Работа выполнена в Педагогическом институте ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» на
кафедре социологии, политологии и обществоведческого
образования

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор Ильин Виктор Григорьевич

Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор Марченко Татьяна Александровна

доктор социологических наук, профессор Харитонов Евгений Михайлович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» 




Защита состоится «28» декабря 2009 г. в 15.00. часов на заседании
диссертационного совета Д 212.208.19 по социологическим наукам
при ФГОУ ВПО «Южный Федеральный университет» по адресу:

344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33, ауд. 202.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Педагогического
института ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»
по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33.

Автореферат разослан «27» ноября 2009 г.

Ученый секретарьдиссертационного советаЛ.Я. Хоронько


Не претендуя в данной работе на широкомасштабное исследо-

вание целостной структуры образа жизни сельского населения, мы

сочли возможным ограничиться выявлением базовых ценностей се-

лян, конституирующих сельский образ жизни, исходя из положений

социокультурного подхода, помещающего в центр исследования че-

ловека и его нравственные ценности, составляющие основание лю-

бой социокультурной системы.

Предположение заключается в следующем: базовые ценности

селян обусловлены спецификой крестьянских занятий и особенно-

стями села как поселенческой структуры. В силу этой специфики

базовые ценности тяготеют к консерватизму, традиционализму.

Разрушение этих ценностей в результате попыток неразумной мо-

дернизации сельского образа жизни ведет не только к деформации

системы социокультурных функций поселенческой структуры об-

щества, но и к более масштабным последствиям – разрушению и

деградации сельского социума вообще. Для России, с ее огромны-

ми территориями и населением, деградация сельских социумов

создает угрозу продовольственной и территориальной безопасно-

сти. Но поскольку вектор модернизации современного мира необ-

ратим, необходимо найти ценностную основу сохранения и разви-

тия сельского социума. На исследование этой гипотезы направлена

настоящая работа.

Цель исследования состоит в определении базовых ценностей

селян как основной компоненты, определяющей специфику сельско-

го образа жизни, выявлении характера их трансформаций в процессе

осуществления социально-экономических реформ, определении пер-

спектив трансформации сельского образа жизни.

Научная новизна исследования.

– рассмотрено место села в поселенческой структуре современ-  

ного общества, обоснованы его социокультурные функции;

– описана парадигмальная основа формирования базовых цен-  

ностей сельского сообщества, определена их структура;

– осуществлено авторское эмпирическое исследование состоя-  

ния ценностного сознания жителей сельских поселений Рос-

товской области;

– выявлены противоречия актуального состояния базовых цен-  

ностей сельских жителей;

– охарактеризованы поведенческие следствия деформации ак-  

сиопространства сельского социума;

– духовные ценности представлены как условие сохранения со-  

циокультурного мира села.

 
Анализ форм девиантного поведения сельских жителей обна-

руживает ценностную двойственность этого явления. С одной сторо-

ны, девиации выступают формой адаптации селян к изменениям

внешних условий хозяйствования и направлены на реализацию зем-

ледельческих практик как базовых форм жизнеобеспечения. Такова

реакция селян на множественные волны насильственной модерниза-

ции. Рассматриваемое в этом ключе воровство из коллективного хо-

зяйства – одна из практик, обеспечивающих функционирование еди-

ного комплекса крестьянского хозяйства, эффективность которого

обеспечивается симбиотическим существованием колхозного двора и

крестьянского подворья. С другой стороны, девиации выступают

следствием внедрения чуждых, принципиально нереализуемых в

рамках этого образа жизни ценностей.



Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации
докладывались и обсуждались на кафедре социологии, политологии
и обществоведческого образования Педагогического института ЮФУ.  


Результаты сследования опубликованы в 6 научных работах

автора общим объемом 6,3 п.л.

Результаты исследования внедрены в практическую деятель-

ность ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет

экономики и сервиса».


3.1. Социальные девиации как результат трансформации ак-

сиопространства селян. В настоящее время в сельской местности

приобретают значительные масштабы пьянство, тунеядство, воровст-

во, семейное насилие и т.д., что заставляет поставить под сомнение

некоторые результаты ценностных исследований. Следует отметить

не только рост социальных девиаций, но и растущую лояльность ок-

ружающих по отношению к людям, практикующим девиантное пове-

дение. Причины социальных девиаций и неоднозначность трактовок

сельского девиантного поведения рассмотрены на примере воровст-

ва. Во-первых, воровство выступает одной из форм «повседневного

сопротивления» крестьян как слаборесурсной группы. Во-вторых, это

может быть форма адаптации в условиях отсутствия других легаль-

ных возможностей. Воровство можно рассматривать в контексте

столкновения модернизированных и традиционных ценностей сель-

ского образа жизни (право владения, определяемое законом и тради-

цией, лично-персонифицированная собственность сельского сообще-

ства и собственность анонимно-деперсонифицированных структур).

Анализ пережитых Россией волн модернизации показывает по-

явление девиантных форм социальной адаптации в условиях транс-

формации аксиосферы. Традиционные ценности сельского сообщест-

ва (ценности повседневного кропотливого труда, взаимопомощи,

семейные ценности, привязанность к родной земле и т. д.) разруша-

ются под воздействием ценностей успеха, достижительных ориента-

ций и стандартов потребления, сформированных современным за-

падным обществом. Отсутствие реальных возможностей реализации

новых ценностей, навязываемых СМИ, слаборесурсность жителей

сельского сообщества и несовместимость крестьянского труда с наи-

более привлекательными из них ведут к деформации аксиосферы,

бегству молодежи из села, усилению криминальной активности.



Действительно, система либерально-

протестантских ценностей расходится с ценностями православными.

Уточнив параметры продуктивности/непродуктивности культу-

ры, сопоставив их с базовыми положениями православной трудовой

этики, автор пришел к выводу о том, что трудовые и хозяйственные

традиции, хозяйственная этика православия действительно отлична

от протестантской, но ее положения нельзя считать непродуктивны-

ми. Православие не выказывает враждебности богатству и сбереже-

нию. Грехом является не само богаство, а погруженность в него

всеми своими помыслами, неразборчивость в средствах приобрете-

ния. Труд – это естественное и достойное занятие для человека, лень,

праздность – это грех, исповедание в котором обязательно и преодо-

ление которого необходимо. Православие не считает жизнь человека

«игралищем непреодолимых сил» и возлагает на человека ответст-

венность за результаты своей деятельности. Такие черты российского

менталитета, как небрежение в работе, непокорность, лень, презрение

к собственности, автор выводит скорее из естественно-природных и

социально-политических условий хозяйствования. …

Расширение патриотизма как реального человеческого чувства

благодарности в России затруднено уверенностью россиян в том, что

современное российское государство лишь в слабой степени отража-

ет их интересы, в основном его деятельность направлена на защиту

интересов бюрократии и богатых слоев общества. Историческая па-

мять крестьянства содержит множество эпизодов совершенного над

крестьянством насилия, чем и определяется слабость патриотических

настроений селян. Следовательно, становление патриотизма как це-

ментирующей ценности современной культуры российского сельско-

го сообщества определяется стратегическими ориентирами развития

социального государства в России.



По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Статья из перечня ведущих научных журналов и изданий ВАК:

1. Цапок С.В. Проблема социальных и социокультурных функций

сельского хозяйства// [Текст] / С.В. Цапок // Известия вузов.

Северо-Кавказкий регион. Общественные науки. – Спецвыпуск

«Актуальные проблемы социальных и гуманитарных наук». –

Ростов н/Д, 2009. (0,6 п.л.)  


Научные статьи, доклады, тезисы:  

2. Цапок С.В. Сельский социум как предмет социологии культуры

// [Текст] / С.В. Цапок //. – Ростов н/Д:, 2008. (1,9 п.л..)

3. Цапок С.В. Социальные проблемы кадрового обеспечения сель-

скохозяйственного производства: роль профессионального об-

разования // Известия ЮФУ. Педагогические науки № 2009 г.

11. (0,6 п.л).

4. Цапок С.В.
Социокультурные аспекты анализа сельского сооб-

щества// [Текст] / С.В. Цапок // Известия АМИ Международная

славянская академия образования им. Я.А. Каменского. Пед ин-

ститут ЮФУ, Академия молодых исследователей. № 3 // 2009

г. (0,7 п.л.)

5. Цапок С.В.
Базовые ценности и образ жизни российского сель-

ского сообщества // [Текст] / С.В. Цапок //. – Ростов н/Д: ИПО

ПИ ЮФУ, 2009. (1,8 п.л..)

6. Цапок С.В.
.Сельская поселенческая общность // [Текст] / С.В.

Цапок // Актуальные проблемы современных гуманитарных на-

ук. – Ростов н/Д, 2009. – 0,7 п.л.


Tags: образование-политическая наука-история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →