ashpi (ashpi) wrote,
ashpi
ashpi

Categories:

Уймонская долина - Беловодье - Шамбала. Часть 1. Поиски рая на земле

Недавно довелось побывать в месте очень красивом и легендарном.

P1050998

Согласно довольно древнему преданию, в самой глубине Алтайских гор, где-то рядом с горой Белухой и реками Катунью и Бухтармой, лежит путь в счастливую страну - Беловодье. В поисках этой страны крестьяне-старообрядцы еще в XVIII веке бежали на Алтай от тогдашней "вертикали светской и церковной власти".

Многие из них остались жить в Уймонской долине, недалеко от Белухи ("в Уймоне всего уйма"). Жили долгое время сами собой, в единстве с удивительной природой, не ведали ни благ, ни пороков цивилизации.

Жили и хранили свои древние нравы. А вот в ХХ веке и им досталось. Взять только одно село Верхний Уймон (там, кстати, в 1926 г. останавливался Николай Рерих, искавший на Алтае и в Гималаях восточную страну счастья и мудрости - Шамбалу). В одном этом небольшом селе были арестованы, расстреляны или высланы в васюганские болота полсотни самых работящих мужиков. Много приехало потом "чужих". Это подломило Уймон. Теперь там и некоторые потомки староверов уже не те - пьют, ругаются... Спросили мы одного подвыпившего продавца меда - где же ваши нравы? А он лишь промычал грустно в ответ: "Сейчас не то время!"

И все же следы мечты-образа Беловодья там остались. И в природе, и в нравах. О нравах, возможно, будет часть 2-я, а пока - свежие фото из тех мест. И несколько литературных версий легенды о Беловодье.



Одна из самых странных версий ("Сокровенное сказание о Беловодье") возводит происхождение легенды ко временам киевского князя Владимира. Дескать, найдено было в 1893 году в тамбовском монастыре сказание о том, как русский монах Сергий много лет странствовал по миру и потом рассказал князю Владимиру о загадочном государстве на Востоке — Королевстве Белых Вод, стране справедливости и добродетели. По жанру это, честно говоря, очень напоминает сказку. Ну вот какие там интересные пассажи встречаются: "В дивных обителях там пребывают Великие Мудрецы... Находящиеся там живут, сколько хотят и сколько им нужно. Для них остановлено время. Что творится в мире, все там известно, все видно, все слышно. Когда дух мой окреп, мне давали возможность, вне тела, бывать на самой высокой горе (...), в Царьграде, Киеве, а также знать, видеть и слышать, что пожелаю". Фантастика...?!

А вот несколько менее изысканных описаний.



В.Я. Шишков говорил о поверьях старообрядцев: «Есть на свете такая диковинная страна, называется она — Беловодье. И в песнях про нее поется и в сказках сказывается. В Сибири она, за Сибирью ли, или еще где-то. Скрозь надо пройти степи, горы, вековечную тайгу, все на восход, к солнцу, путь свой править и, если счастье от рождения тебе дадено, увидишь Беловодье самолично. Земли в ней тучные, дожди теплые, солнышко благодатное, пшеница сама собою круглый год растет — ни пахать, ни сеять, — яблоки, арбузы, виноград, а в цветистом большетравье без конца, без счету стада пасутся — бери, владей. И эта страна никому не принадлежит, в ней вся воля, вся правда искони живет, эта страна диковинная".

После джунгарской катастрофы и до прихода царских чиновников сказать про Уймон и Бухтарму, что "эта страна никому не принадлежит", было, в общем-то, близко к правде.

P1060040

Один из героев романа "В лесах" Мельникова-Печерского рассказывает: «Но дошли мы все-таки до Беловодья. Стоит там глубокое озеро, да большое, ровно как море какое, а зовут то озеро Лопонским и течет в него от запада река Беловодье. На том озере большие острова есть, и на тех островах живут русские люди старой веры».

Иногда Беловодье помещали даже где-то в районе Японии: русская колонизация шла на восток, границы мечты отодвигались...

До российского правительства о Беловодье впервые было донесено неким Бобылевым. В 1807 г. Бобылёв передал в Министерство внутренних дел сообщение, что он побывал «на море Беловодье», где живут русские старообрядцы - до 500 тысяч, «сами по себе живут, никому дани не платят» (о, ужас!). Бобылёв сообщил, что беловодцы желают вернуться на родину. Об этом донесении доложили императору, и он распорядился выдать Бобылёву 150 р. и направить его к сибирскому генерал-губернатору. 

Однако после этого, как часто бывает, Бобылев просто исчез.

Из предисловия В.Г. Короленко к книжке «Путешествие уральских казаков в «Беловодское царство» (1903 г.): легенда о Беловодье «не нова и давно уже потрясает простые сердца своей заманчиво-мечтательной прелестию»... «были известны случаи, когда из деревень Алтайского округа (Бухтарминской волости) люди уходили за границу для отыскания «Беловодья». Некоторые из статистиков, исследовавших Алтайский округ, уже в последние годы сообщали пишущему эти строки, что и в настоящее время известны еще случаи этих попыток проникнуть в Беловодию через таинственные хребты и пустыни Средней Азии. Некоторые из этих искателей возвращаются обратно, перетерпев всякие бедствия, другие не возвращаются совсем. Нет сомнения, что эти «другие» погибают где-нибудь в Китае или в суровом, негостеприимном для европейца Тибете. Но наивная молва объясняет это исчезновение иначе... По ее мнению — эти пропавшие без вести остаются в счастливом Беловодском царстве. И это обстоятельство манит новых и новых мечтателей на опасности и на гибель».

Вот так даже и эта утопическо-эскапистская мечта имела, оказывается, не лучшую реальную оборотную сторону. Она придавала людям сил, но вела многих по ложному пути, к гибели...

Тем не менее, миф жил и даже получил мощную рекламно-интеллектуальную подпитку. Особенно способствовало этому рериховское движение. Еще в 1929 году Н.К. Рерих рассказывал в Америке: «...Когда мы не так давно проехали через алтайские высоты, нам показали пути и потаённые, ведомые лишь избранным, далёкие тропинки к Священным местам, именуемым Беловодье»... (затем шли аналогии с Шамбалой и т.д.). Сейчас в Уймон каждый год совершают паломничества "рерихисты", йоги и другие эзотерики.

P1060072

Наконец, ныне живущая в Уймоне Раиса Павловна Кучуганова, с которой удалось встретиться во время этой поездки,  записала: "Старики говорили: “Есть оно, Беловодье-то, есть. Добраться туда нелегко, подойдут люди близко-близко, на другом берегу петухи кричат, коровы мычат, а туман-то, туман, синё аж! Застелет всё... Кто не грешный-то, тот и проходил, поди”"

P1060120

Продолжение следует

 UPD Продолжение: Уймонская долина - Беловодье - Шамбала. Часть 2. Быт и нравы старообрядцев.

Tags: имидж страны и региона
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments