ashpi (ashpi) wrote,
ashpi
ashpi

Categories:

Утопии на Алтае: Беловодье и Город Солнца - Евангельск

Интересный матриал подготовила Надежда Скалон. Хорошо дополняет вот эти записи:
Уймонская долина - Беловодье - Шамбала. Часть 1. Поиски рая на земле
Уймонская долина - Беловодье - Шамбала. Часть 2. Быт и нравы старообрядцев
Как видим по карте, старообрядцы искали Беловодье к югу от Уймона - в частности, в верховьях Бухтармы, когда эта территория еще находилась под контролем Китая. Сейчас это Восточный Казахстан:


Интересна и еще одна рассказанная здесь история - про неистового утописта-сексота Ивана Проханова (небезызвестный Александр Проханов приходится ему внучатым племянником):



"Алтайские утопии. Чем закончились попытки построить страну и город мечты на территории края
27 мая 2014, 07:14
Бухтарма, домики с балконами. Фото из архива редакции. Страну мечты Беловодье, где все устроено по справедливости, русские люди искали на Алтае еще в XVIII веке. И, как им поначалу казалось, они нашли ее в горах — в верховьях реки Бухтарма...


Город мечты на нашей земле пытался построить евангелист Иван Проханов уже в XX веке. Как начинались утопические проекты на Алтае и чем они закончились?

Бухтарма, домики с балконами. Фото из архива редакции.

Первые поселенцы обосновались в верховьях Бухтармы в 1740-х годах. Что это были за люди? Староверы, бежавшие в эти глухие места от гонений на веру. Крестьяне, приписанные к Колывано-Воскресенским заводам, заводские рабочие и каторжники, страдавшие от немыслимых условий, рекруты, не желавшие идти на почти пожизненную воинскую службу.

Все они обнаружили в этом глухом уголке Алтайских гор нетронутые луга, озера, полные рыб, леса, где в изобилии водились пушные звери, козы, маралы. И остались. Скалы на их языке назывались "камнем" — оттого и самих поселенцев именовали каменщиками. Сами же они считали себя кержаками.

Поначалу кержаки-каменщики (а это были в основном мужчины, реже семьи) селились малыми группами: как правило, по два-три дома — так проще было скрываться от властей. И сколько бы их ни ловили, убежать в горы им всегда удавалось. Историки называли это место "Сибирская Сечь" (по аналогии с Запорожской).

Царская милость

Первое время они вообще не платили податей и не несли повинностей, в том числе воинской. Но в конце XVIII века в их земном рае случилась беда. Историки описывают ее сдержанно: недород, продолжавшийся несколько лет. В общем, какая-то причина так или иначе вынудила каменщиков подать прошение о принятии их в русское подданство.

Екатерина II простила беглецов и повелела принять их в Россию в 1791 году как инородцев, обложив легким ясаком — "соболями лучшей доброты, а за неуловом зверя деньгами по 3 рубля 50 копеек с души". А еще она освободила их от службы в армии и разрешила верить, как просила душа. И началась новая жизнь — уже на легальном положении.

Каменщики съехались в несколько крупных сел, стали обзаводиться семьями. Хозяйственная жизнь здесь сложилась особая. Они сеяли зерновые и выращивали овощи, держали скот и били в тайге зверя, проводя на охоте порой всю зиму. Доходы приносило и пчеловодство, а особенно мараловодство — богачей здесь даже называли "рогачами", поскольку за панты китайцы платили большие деньги. К слову, братья Шараповы из села Фыкалка, видимо, были родоначальниками мараловодства на Алтае.

Бухтарминское сообщество продержалось без вмешательства власти и на льготном налогообложении почти 100 лет, пока в 1882 году здесь не учредили волость, а самих каменщиков не перевели из инородцев в крестьяне. Чем они, кстати, были весьма недовольны — ведь им пришлось платить подати на общих основаниях и служить в армии.

Но принципы "стариковской веры" они хранили, несмотря ни на что. Молились без священников, учили грамоте по церковным книгам (только мальчиков и только на дому). Но... Как ни старались бухтарминцы, всеобщего равенства у них не получилось: были здесь и богатые, были и бедные.

Видимо, жизнь их не очень походила на полное благоденствие, на которое они рассчитывали. И в XIX веке бухтарминцы вновь отправляются на поиски Беловодья, но уже в Китай, Афганистан, Индию. Те, кто оставался в живых, после многих лет скитаний возвращались в свою Бухтарму, так и не обнаружив земли обетованной.

Деревни в верховьях Бухтармы живы до сих пор, но тех, кто хранит старую веру, осталось мало, во многих русских домах уже живут казахи. По отзыву путешественника из Перми Александра Ситникова, побывавшего в этих краях в 2011 году, живут там бедно, все старообрядческие деревни вошли в Катон-Карагайский национальный парк, хозяйственная деятельность в котором строго регламентирована.

Одобрено ОГПУ

...11 сентября 1927 года где-то между Бийском и селом Соколово остановилась небольшая группа мужчин с саженцами и лопатами. Среди них выделялся профессорского вида господин в шляпе, галстуке и костюме-тройке. Это был инженер, долгое время работавший на заводах компании "Вестингауз", а в тот момент уже лидер российских евангелистов Иван Проханов (писатель Александр Проханов его внучатый племянник). Вместе с ним был его верный соратник Яков Жидков, сопровождали их представители власти.


Именно здесь, у слияния Бии и Катуни, должен был вырасти Евангельск — город, где уютные жилища утопают в цветах, а по ночам горит искусственное солнце, где человек человеку брат, а семьи строятся по примеру первых христиан.

К тому моменту, казалось, ничто не должно было помешать реализовать этот самый крупный в России проект религиозной коммуны. Как напишет позже американский историк, финансировать строительство согласился американский миллиардер баптист Рокфеллер. Более того — строительство на алтайской земле было одобрено всесильным ОГПУ. Братья во Христе посадили дубки, назвав эту маленькую дубраву символом их светлых намерений, и уехали. Но их затее не суждено было даже начаться.

Агрогородок

Идеи организации коммун евангелистов Проханов сформулировал сразу после революции. Когда в 1918 году большевики объявили полную свободу вероисповеданий, он безмерно воодушевился — ведь евангелисты при царе подвергались гонениям. Он сам разработал устав коммун, и вскоре в Брянской губернии появилась первая евангельская всеобщина Сигор (всеобщина — коммуна, в которой общее все, вплоть до личного имущества).

Коммуны, в том числе религиозные, возникали в стране одна за другой. Трудно поверить, но сначала советская власть их приветствовала. В 1921 году при Наркомате земледелия начала работу комиссия по заселению свободных земель и бывших помещичьих имений сектантами и старообрядцами. Окрыленный поддержкой Проханов ездил по стране, посещал и Америку. Везде он рассказывал об успехах коммун.

Человеком он был практическим, поэтому поручил верующим агрономам и инженерам разработать типовые проекты города и деревни, отвечающих библейским принципам. Так появился проект Евангельска. В центре города авторы предлагали построить круглую площадь для собраний. От нее, подобно лучам солнца, должны были протянуться 12 улиц с именами 12 апостолов. Евангельск хотели сделать образцовым агрогородком со школами, больницами, домами молитвы...

Суровая правда

Проханов, как всякий пассионарий, шел к цели, порой не считаясь с обстоятельствами. Его не раз арестовывало ЧК, но он считал это лишь перегибами на местах. Новосибирский историк Андрей Савин убежден: во время одного из арестов сотрудник ОГПУ Евгений Тучков убедил Проханова призвать сторонников сотрудничать с новой властью, что тот и сделал.

Правда, Проханов сначала намеревался построить свой город на юге России. Но Тучков одобрил Алтай и настоял на смене названия на город Солнца — этот вариант он счел более понятным. Какие хитроумные планы были у ОГПУ? Савин предполагает: вероятно, концентрация верующих в одном месте давала возможности контролировать сектантов, а переселение в Сибирь позволяло освободить от них губернии европейской части страны. И, вольно или невольно, Проханов стал проводником намерений ОГПУ. Такая вот суровая правда.

Но уже в 1928 году идею религиозного города резко осудил Сталин — строить город-сад не дали. Гонения на верующих усилились. В 1929 году Проханов уехал в Америку — собирать помощь для братьев. Он хотел вернуться, но все же остался в Нью-Йорке. Умер он в Берлине в 1935 году. По свидетельству журналиста Анатолия Муравлева, место, где евангелисты посадили рощицу, пытались найти в 2000-х годах, но, увы, безуспешно. (...)"

ПРИЛОЖЕНИЕ: Там - Бухтарма:

Tags: межэтнические отношения и религия, образование-политическая наука-история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment