ashpi (ashpi) wrote,
ashpi
ashpi

Categories:

Использование интернет-блогов в политической борьбе

Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию новую статью о СМИ, Интернете и политике (при ее написании широко использованы материалы из "Живого Журнала"):

Использование интернет-блогов в политической борьбе

Разговор в «традиционном» журналистском сообществе на тему «Что мы будем делать, когда придет Интернет», продолжается еще с конца 90-х годов прошлого века. Интернет давно пришел, создал в информационном пространстве качественно новые реалии, а этот растерянный вопрос все продолжает витать в воздухе. Чтобы адаптироваться к новым реалиям, надо их изучать. Это касается, впрочем, не только журналистов, но и всей читающей публики – в частности, политиков, ученых, аналитиков – тех, кто нуждается в оперативной и разносторонней информации. Что нового, например, привнес Интернет в сферу политики? Мы попытаемся вкратце ответить на этот вопрос, взяв в качестве примера использование в политической борьбе интернет-блогов (в основном – крупнейшего из них, Живого Журнала).

Интернет-блоги (от англ. web-log) впервые появились

в США и получили распространение как личные сетевые дневники, в которых можно обсуждать то, что интересует автора и его друзей-подписчиков («френдов»). По сути, это было творческое развитие идеи интернет-форумов в сторону их индивидуализации, повышения прав и возможностей отдельных пользователей. По-видимому, популярность блогов связана с возросшим стремлением современного человека к самовыражению, к самостоятельному формированию своего круга общения и круга источников информации. Блоги просто предоставили для этого удобные технические возможности. Согласно прогнозу британской консалтинговой компании Gartner, в 2007 г. в Интернете будет максимальное число сетевых дневников — оно достигнет 100 млн.[1]

Наиболее известным во всем мире блогом стал LiveJournal (Живой Журнал, сокращенно LJили ЖЖ), открытый программистом Брэдом Фитцпатриком 18 марта 1999 г.[2] С января 2005 г. управляющей компанией всего LJ является SixApart, однако кириллический сектор этого сервиса в 2006 г. был куплен за $5 млн. Александром Мамутом и Эндрю Полсоном (компания Sup-Fabrik, «Суп», службу блогов которой возглавляет Антон Носик). Таким образом, пишущие по-русски пользователи обслуживаются теперь российской фирмой, хотя сам сервер продолжает оставаться на территории США.

Российский сектор ЖЖ в последние годы стал одним из самых динамично развивающихся – сейчас в нем, по некоторым данным, уже около 1 млн. дневников и сообществ, в которых ежедневно появляется более 60 тыс. записей. Помимо ЖЖ, получили развитие и сходные российские сервисы – LiveInternet.ru, Diary.ru, Blogs.mail.ru и др. Однако количество дневников – даже не главная российскаяособенность. Главное – то, что многие дневники имеют не столько «приватную», сколько ярко выраженную общественно-политическую направленность. Разговоры о политике – пожалуй, самые оживленные в ЖЖ. Создано уже несколько десятков «политических» сообществ – в частности, org_ru_politics, politclub, politics, politnauka, ru_politanalys, ru_politic, ru_politicsи др. По-видимому, этот «политический бум» в блогах связан с теми изменениями, которые происходили в последние годы в российском информационном пространстве.

В результате целой серии административных мер и «споров хозяйствующих субъектов» в России резко сократилось число СМИ, которые позволяли бы себе открыто придерживаться позиций, не совпадающих с официальной. Сократилась и вся сфера публичной политики – отменены всенародные выборы губернаторов, запрещена критика оппонентов во время выборов, отменен порог явки избирателей, не допущены к выборам некоторые оппозиционные политические партии и т. д. Ключевые политические вопросы решаются теперь преимущественно кулуарно, по линии бюрократической «вертикали». Все это способствовало «выдавливанию» критически мыслящих людей, имеющих активную гражданскую позицию, в сферы, пока еще не столь жестко контролируемые властью – в частности, в сферу интернет-блогов. Блоги стали той «виртуальной кухней», на которой люди еще могут обсуждать то, что хотят, и говорить то, что думают.

Для систематизации материала об использовании блогов в политической борьбе было бы полезно выделить наиболее характерные тенденции. На наш взгляд, можно выделить три из них: 1) использование блогов для консолидации сторонников и координации их действий; 2) пропаганда и «обкатка» своих идей; 3) контрпропаганда, борьба против политических оппонентов. Остановимся вкратце на каждой из этих тенденций.

1. Использование блогов политиками и политическими партиями
для консолидации сторонников и координации их действий

За рубежом многие политики используют ЖЖ как средство коммуникации и повышения своей популярности. Есть дневники, открытые от имени Хиллари Клинтон, Ангелы Меркель, Сеголен Руаяль и даже Махмуда Ахмадинежада. Постепенно пополняется и список российских политиков: Виктор Алкснис (v_alksnis), Никита Белых (belyh), Гарри Каспаров(kasparov_ru — сообщество), Леонид Невзлин (nevzlin), Валерия Новодворская (vnovodvorskaia), Евгений Ройзман (roizman), Виктор Шендерович (shenderovich) и др. Среди них есть не только оппозиционеры, но и те, кто продвигает официозные взгляды. Так, например, свои журналы ведут многие пользователи, сотрудничающие с Фондом эффективной политики (ФЭП) Глеба Павловского – в частности, Максим Кононенко (mrparker, maxim-kononenko), Павел Данилин (leteha), Тимофей Шевяков (tarlith) и др. На blogs.mail.ru совсем недавно открылся журнал Владимира Жириновского[3].

Кроме того, имеется масса дневников отдельных политических движений и партий – «Да» (ru_daproject), «Другая Россия» (anotherrussia), «Евразийский союз молодежи» (rossia3), национал-большевики (ru_nbp – закрыто), «Оборона» (ru_oborona), Партия развития (ru_partrazvi), «Российские радикалы» (radikaly), СПС (ru_sps), Яблоко (ru_yabloko), различные околовластные молодежные движения, наподобие «Идущих вместе» (idushie_vmeste) и «Молодой гвардии» (molgvardia).

Все эти сайты используются для привлечения сторонников, для предоставления им информации, для координации действий во время проводимых мероприятий. Во время подготовки «Русского марша», например, была распространена инструкция, призывавшая тысячи сторонников собраться на одной из станций московского метро. К счастью, этот сценарий, грозивший обернуться «ходынкой» (кто-то из критиков данного марша назвал его «Русский фарш»), был отменен. В день этого мероприятия российский сектор ЖЖ перестал работать. Случайно это было или нет, но отключение одного из каналов связи явно повредило координации действий митинговавших.

Приведем еще один из свежих примеров координации через ЖЖ действий, которые можно расценить как экстремистские:    «10 мая возле эстонского посольства Евразийский Союз Молодежи выразит протест против антисоветских действий беспозвоночного руководства Польши. (…) Во время пикета активисты ЕСМ планируют натравить на эстонское посольство червей, клопов, тараканов, муравьев, многоножек, глистов и тарантулов, а также закидать здание гнидами. Лидер Евразийского Союза Молодежи Павел Зарифуллин прокомментировал это так: «Мы купили два ящика разных насекомых и мешок с гнидами». Лозунги: «Ты будешь выть, Европа! Лизать надо наши сапоги! Ветеранам пиво, Качиньскому в рыло! Слава победе, бейте витрины!». Начало: 19—00. Адрес: м. Арбатская, Малый Кисловский переулок, дом 5» (dagida. Date: 2007-05-08 06:44) [4].

В последнее время в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах оппозиционные партии и движения пытаются проводить «Марши несогласных». Власть в данном случае очень жестко реагирует на эти попытки, запрещая шествия, задерживая активистов и разгоняя людей с помощью дубинок многочисленных подразделений ОМОНа. В официальных СМИ об этом либо не сообщают, либо дают одностороннюю информацию. Поэтому ЖЖ стал первоклассным источником сведений о происходящем: многие участники маршей, имеющие свои журналы, весьма оперативно выставляют там фотографии и видеоролики, рассказывают обо всем «глазами очевидцев».

Следует отметить также то, что среди пользователей ЖЖ есть так называемые «тысячники», имеющие довольно большую аудиторию подписчиков (от 1-2-3 и до 15 тыс. «френдов»). Многие из этих авторов нередко используют свои журналы для пропаганды тех или иных идей (abstract2001, allan999, amalgin, another_kashin, dolboeb, evgen_v, galkovsky, goblin_gaga, golishev, haeldar, holmogor, juliy, karimova, kbke, krylov, langobard, leteha, m_gaidar, matilda_don, maxim-kononenko, maxim_sokolov, moska, oleg_kozyrev, olshansky, radulova, sapojnik, scandal_max, sholademi, shorec, stilo и др.).

Как бы ни относиться к некоторым из названных политиков и пользователей ЖЖ, нужно признать, что данная информация во многом восполняет те пробелы, которые стали уже традиционными для контролируемых властью СМИ.

2. Пропаганда и «обкатка» своих идей

Поскольку многие оппозиционные движения и партии находятся в дезинтегрированном состоянии, для них очень важно сейчас выработать те системы идей и ценностей, которые были бы привлекательны для возможно большего числа сторонников.

Продолжается, например, имеющий долгую историю диалог сторонников СПС и Яблока. СПС пытается обновить свой имидж, ищет новые идеи и технологии. В этом отношении характерны высказывания Никиты Белых в дискуссии на тему «Зачем политики живут в Живом Журнале?». Он, в частности, отметил: «Экспертные оценки зачастую бывают очень интересные. (…) Я многие вещи, о которых говорю на встречах с избирателями, на разного рода круглых столах, дублирую в полном варианте у себя в ЖЖ. (…) У «Единой России» или у кого-то из представителей верхнего эшелона власти нет проблем с озвучиванием своих мыслей, нет проблем с подачей информации и нет риска того, что эта информация будет каким-то образом модифицирована, переврана или еще что-то»[5]. Созвучно, однако, и мнение и члена фракции «Единая Россия» в Госдуме Александра Лебедева: «Некоторые вещи, увы, можно только здесь обсуждать. Плюс я тут мнение получаю живое. Если я в газете публикую большую статью, как я узнаю, как к ней относятся? На сайте это не размещают… Поэтому для меня, первое, это дефицит СМИ, а второе, это живая реакция»[6].

Поиск новых идей идет и среди политиков националистического толка. Так, например, сторонники «Движения против нелегальной миграции» развернули бурную активность во время событий в Кондопоге. В журналах и сообществах ЖЖ публиковались разного рода призывы к изгнанию из России всех «понаехавших». Отдельные пользователи пытались пропагандировать не только ксенофобию, но и «белый расизм», однако последний не встретил большой поддержки среди читателей.

Таким образом, политики зачастую используют блоги не только как «рупор» для пропаганды своих идей, но и как своеобразные фокус-группы для обкатки, проверки на прочность тех или иных программных положений.

3. Контрпропаганда, борьба против политических оппонентов

В контрпропагандистской борьбе ЖЖ используется, пожалуй, наиболее эффективно. Применяемые приемы в основном повторяют те, что используются в традиционных СМИ (компромат, дезинформация, переключение внимания, психологическое давление на оппонентов и т. д.), однако в блогах они приобретают определенную специфику. Сказывается, в частности, синдром относительной анонимности и безнаказанности (авторы, как правило, скрываются за вымышленными именами – «никами», и их довольно трудно привлечь к ответственности за оскорбления, клевету и т. п.).

Так, для «слива компромата» зачастую используются недавно созданные журналы, владельцы которых «виртуальны», не известны публике. После того, как компромат размещен в журнале какого-нибудь «Иванова», на него начинают активно ссылаться уже в других журналах и даже в СМИ.

Довольно распространены в ЖЖ попытки оказать психологическое давление на оппонентов. Если какой-то автор последовательно придерживается «неугодной» позиции, он может подвергнуться массированной атаке групп виртуальных хулиганов, использующих личные оскорбления, брань, замусоривание его журнала (спам) и т. п.

Такие эпизоды заставляют вспомнить знаменитую статью об интернет-бригадах, которую написалиА. Полянская (stilo), А. Кривов и И. Ломко. Там были собраны наблюдения о деятельности «бригад» на форумах Рунета. Авторы пришли к выводу о возможной координации этой деятельности околовластными структурами – в частности, ФЭПом. Заметим попутно, что сотрудничающие с данным фондом пользователи присутствуют в числе модераторов крупнейшего «политического» сообщества ЖЖ – ru_politicsи среди блоггеров сервиса ljplus.

По теме «Действуют ли бригадники в Живом Журнале?» нами был проведен своеобразный опрос, давший довольно богатый материал по данной проблеме.Попытки определенной группы пользователей навязать выгодную власти точку зрения проявлялись особенно явно во время таких знаковых событий, как избиение Марины Литвинович, убийства Анны Политковской и Александра Литвиненко. Во всех этих случаях усиленно пропагандировалась одна и та же мысль, оправдывающая насилие над представителями оппозиции: «Так им и надо, они это заслужили!». Вбрасывались и явно искусственные версии: например, что М. Литвинович «сама себя избила», что убийство А. Политковской «заказал» Л. Невзлин (дабы сделать из нее «российского Гонгадзе») и т. п.[7]

Поскольку Интернет все еще остается «территорией относительной свободы», не прекращаются попытки ввести цензуру в блогах. Вероятно, именно в этом ключе стоит рассматривать нашумевший конфликт депутата В. Алксниса с оскорбившим его сотрудником ФЭПа Т. Шевяковым. Этот «театр двух актеров» включал в себя взлом журнала v_alksnis, массу новых оскорблений и даже публичный диспут, но закончилось все тем, что прокуратура Москвы возбудила уголовное дело о распространении оскорбительных и клеветнических высказываний в Интернете[8]. Сам депутат Госдумы прокомментировал это так: «Если кто думает, что СОРМ это выдумки и страшилка, то, очевидно, в недалеком будущем многим из них придется убедиться в обратном. Сотни молодых людей «отметились», оскорбляя меня, не осознавая, что они совершают УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ!!!, которое зафиксировала аппаратура СОРМ. И теперь они все на крючке, и я не исключаю, что через некоторое время эти материалы будут использованы в соответствующих целях, в том числе, чтобы сделать некоторых «посговорчивее»[9]. В последнее время, действительно, участились сообщения о попытках силовых структур оказать давление на авторов, пишущих в ЖЖ и в различных интернет-форумах.

Среди недостатков блогов как средства коммуникации часто называют то, что их аудитория ограничена кругом активных пользователей Интернета. В условиях сворачивания свободы СМИ уход в ЖЖ выглядит как «виртуальная эмиграция» части интеллектуалов, пытающихся найти площадку для свободного выражения своих взглядов. Весьма характерно то, что после продажи кириллического сектора ЖЖ российской кампании «Суп» произошел уход некоторых авторов из ЖЖ в GreatestJournalи другие блоги, неподконтрольные российским властям. Этот эскапизм, конечно, свидетельствует о неблагополучной ситуации в сфере российского коммуникативного пространства.

Вместе с тем, степень ограниченности аудитории блогов не следует преувеличивать. Во-первых, число пользователей Интернета в России стремительно растет (сейчас их, по некоторым данным, 28 млн., а к 2010 г. ожидается 50 млн.). Во-вторых, аудитория блогов имеет непосредственную связь с интеллектуальной и политической элитой, и она способна служить мощным ретранслятором информации. По некоторым данным, около 10% пользователей составляют журналисты, пишущие по общественно-политической тематике. Все чаще наблюдается «выход в реал» того, что происходит в виртуальном пространстве.

Таким образом, блоги начинают играть все более заметную роль в общественно-политической жизни. Стихийно сложившаяся на данный момент блогосфера, на наш взгляд, нуждается в окультуривании, в очищении ее хотя бы от наиболее вызывающих форм хамства и экстремизма (если, конечно, не путать последний с цивилизованным выражением оппозиционных взглядов). Но делать это должны не чиновники, а сами участники интернет-сообществ.

Что же касается «традиционных» СМИ, то представляется весьма перспективным их синтез с блогами, развитие через Интернет параллельных каналов обратной связи с читателями. Как заметил Антон Носик, блоги принесли с собой новые способы распределения читательского внимания: «Например, человек читает авторский блог популярного журналиста, а не газету, в которой тот работает. Такие факты уже есть. И читатели сами формируют свою личную газету из таких вот авторских блогов. Это, собственно, и есть Web 2.0 – система формирования и создания ресурсов под свои личные потребности»[10]. Вероятно, этот процесс синтеза блогов с традиционными СМИ способен будет хотя бы частично снять тот дефицит свободы слова и информации, который существует сейчас в России.

[1] См.: http://www.adme.ru/business/2007/01/31/14708.html
[2]Подробнее см.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Живой_журнал; Gorny E. Russian LiveJournal: National Specifics in the Development of a Virtual Community - http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/library/texts/en/gorny_rlj_2.htm
[3]http://blogs.mail.ru/mail/zhirinovskyvv/
[4] Размещено в сообществе ru_politics:
http://community.livejournal.com/ru_politics/6922393.html
[5]Дискуссия проходила на радио «Эхо Москвы» - http://www.sps.ru/?id=206905&cur_id=219644&PHPSESSID=yoyo; См. также статью «Никита Белых начинает "жечь" и "креативеть": http://www.sps.ru/?id=206905&cur_id=210949
[6] Аксенов П. Зачем политикам «Живой Журнал?» - http://news.bbc.co.uk
[7] См.: http://ashpi.livejournal.com/5752, http://ashpi.livejournal.com/3262, http://ashpi.livejournal.com/12868, http://ashpi.livejournal.com/13175
[8] См: Коммерсант, 19 апреля 2007 г.
[9]Цит по: Игорь Белкин, Вячеслав Варванин. Как депутат Алкснис в жэжэ вляпался. -http://www.lenta.ru/articles/2007/02/25/alksnis/
[10] Носик А. В блогосфере люди становятся прозрачными // Коммерсантъ ДЕНЬГИ. №14 (620). 16 апреля 2007 г.

Ю.Г. Чернышов, д.и.н., профессор, Алтайский государственный университет 

(Доклад прочитан на Всероссийской конференции «Роль СМИ в реализации общенациональных социально-значимых программ и развитии регионов РФ» (Москва, 27 апреля 2007 г.)

Текст опубликован также здесь: http://ashpi.asu.ru/studies/2007/chrnshv.html

UPD: ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ ЗДЕСЬ (список "политизированных тысячников")

Tags: пресса-интернет-живой журнал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments