ashpi (ashpi) wrote,
ashpi
ashpi

Categories:

Монография В.Н. Козулина: Россия и Запад. Очерки истории взаимодействия культур

Опубликована монография доцента кафедры всеобщей истории и международных отношений В.Н. Козулина «Россия и Запад» // Сайт Алтайского государственного университета, 19 апреля 2016

oblНедавно в издательстве АлтГУ вышла монография доцента кафедры всеобщей истории и международных отношений, к.и.н. Вячеслава Николаевича Козулина «Россия и Запад. Очерки истории взаимодействия культур». Книга стала результатом многолетнего изучения автором данной темы. В первой ее части рассматриваются различные теоретические аспекты (цивилизационная идентичность, проблема восточной границы Европы и т.д.), вторая часть содержит очерки истории взаимовосприятия России и Запада с XVI века по настоящее время.

Автор рассказывает о своей работе:

– В последнее время у нас скорее в тренде курс на Восток, а ваша монография называется «Россия и Запад». Вам представляется не менее важным изучать Запад?


– На самом деле, проблема «Россия и Запад» до сих пор волнует русские умы гораздо больше, чем проблема «Россия и Восток». Пусть даже сейчас чаще в негативном ключе, но

именно слова «Запад», «Европа», «США» не сходят с уст различных общественных деятелей, теле- и радиоведущих. Даже на обывательском уровне россияне по-прежнему склонны ориентироваться скорее на Европу, чем на Азию, что отражается в бытовой лексике: у нас огромное количество фирм и коммерческих предложений, в названия которых входит привлекательное слово «евро», обозначающее высокий стандарт качества и комфорта, а слово «евроремонт» уже вошло в некоторые словари русского языка. При этом аналогичные выражения с отсылкой к слову «Азия» практически отсутствуют.

– Чем объясняются постоянные сравнения России и Запада?

– Эта тема рассматривается в первой части монографии. Соизмерение России именно с Западом, с Европой, в более узком смысле, началось у нас давно. Именно Запад, а не Восток был и остается для России так называемым «Значимым Другим». Запад стал некой условной точкой опоры, от которой выстраивается наша собственная идентичность. Это формирование идентичности, идущее от сравнения с Западом, началось, пожалуй, со времен Петра I, по-настоящему открывшего для русских западную, европейскую культуру. Не случайно для обложки монографии была выбрана картина Луи Эрсана, изображающая этого царя с младенцем Людовиком XV на руках (во время визита во Францию в 1717 году). Благодаря возникшему именно при Петре мощному диалогу русской и других европейских культур возникла в последующие века уникальная русская культура, обогатившая общеевропейскую такими неповторимыми феноменами, как Пушкин, Толстой, Достоевский, Чайковский, Рахманинов и многие другие.

Как известно, с давних пор у нас существуют, по меньшей мере, две точки зрения на отношение России к Западу. Одни считали и считают, что Россия по своей культуре, историческим корням, безусловно, европейская страна и неотъемлемая часть западной цивилизации, временно отставшая в силу разных факторов от передовых стран Запада, но при этом ее единственный путь – двигаться в том же направлении. Другие считают, что Россия и Запад – это совершенно разные цивилизации, и у России свой особый путь. Впервые четко выразили эту мысль русские славянофилы, и у нее в разные времена тоже было немало выдающихся сторонников.

– Почему у нас часто называют Запад «загнивающим»?

– Это пресловутое выражение «гнилой Запад» возникло в среде славянофилов еще в 40-х годах XIX века. Его особенно активно продвигал в своих статьях в журнале «Москвитянин» известный литературный критик и историк С.П. Шевырев. Мысль о том, что Запад загнивает, Шевырев повторял так часто, что один из корреспондентов М.П. Погодина (редактора «Москвитянина») писал ему в 1844 году: «Сделай милость, уйми ты Шевырева, он помешан на гниющем Западе». Говоря о загнивающем Западе, многие славянофилы идеализировали ту консервативно-религиозную Европу, которая существовала до начала «загнивания», до всяких революций и модернизаций, и приходили к выводу, что Россия должна стать «новой Европой», новой хранительницей традиционных христианских ценностей, которые якобы утратила Европа. То есть, по сути дела, славянофилы отчасти сходились с западниками – идеалом для обоих была Европа, только для одних ретроградная, а для других прогрессивная.

Справедливости ради, стоит сказать, что в дальнейшем в России возникло еще одно направление мысли — русский европеизм. «Русские европейцы», по словам современного отечественного философа В.К. Кантора, это те, кто вовсе не отделяют Россию от Запада, они смотрят на Запад не извне, а изнутри. Как говорил выдающийся историк и мыслитель К.Д. Кавелин, одним из первых сумевший преодолеть узость западнического и славянофильского подходов, русскому, чтобы стать европейцем, нужно научиться мыслить по-европейски независимо, а не по-старому догматически. Великий русский философ В.С. Соловьев утверждал, что «европеец» есть понятие не географическое, а культурно-этическое, «с определенным содержанием и с расширяющимся объемом». По его словам, «сначала были только греческие, потом римские европейцы, затем явились всякие другие, сначала на западе, потом и на востоке явились русские европейцы, там за океаном – европейцы американские, теперь должны появиться турецкие, персидские, индийские, японские, даже, может быть, китайские».

Соловьев, таким образом, полтора века назад словно предвидел современную глобализацию и распространение по всему миру тех общечеловеческих ценностей, которые были выработаны в Новое время в недрах европейской цивилизации. Действительно, границы между Западом и Востоком в современном мире все более размываются. Хорошо это или плохо – другой вопрос, но это, тем не менее, объективная реальность. Вообще, более актуальными сейчас становятся уже не традиционные понятия «Запад» и «Восток, а скорее «Запад» и «не-Запад», не имеющие четкой географической привязки.

– Чему учит опыт взаимного восприятия России и Запада?

Koz– Вторая часть книги посвящена конкретно-историческим очеркам, в которых анализируется в основном проблема взаимного восприятия русских и представителей других европейских культур в различные периоды истории. Этой проблематикой я занимаюсь уже много лет. Она довольно актуальна в современной науке. Особенно меня всегда интересовала тема русско-европейских взаимосвязей и представлений друг о друге в допетровский период нашей истории, проблема постепенного сближения с Европой. Ведь, как писал знаменитый историк С.М. Соловьев, «народ поднялся и собрался» в свой европейский путь задолго до Петра, и если бы «все не ждали» этого вождя, он бы и не появился. Сейчас я продолжаю разрабатывать эту тему и занимаюсь написанием цикла статей для журнала «Известия АлтГУ», посвященных сближению допетровской России с Европой, зарождению дипломатических и культурных связей, формированию первых представлений. Возможно, со временем это выльется в новую монографию.

В заключение этого рассказа хотелось бы заметить, что Россия, в моем понимании, уже давно стала проводником европейской культуры в Азии, по сути, расширившим пределы Европы (в культурно-этическом смысле) до самого Тихого океана. Благодаря России может осуществиться мечта многих европейцев о так называемой Большой Европе — от Лиссабона до Владивостока, о едином европейском пространстве, на котором каждый европеец мог бы чувствовать себя как дома. О необходимости строительства Большой Европы неоднократно говорил и нынешний российский президент Владимир Путин. Полагаю, что, несмотря на все временные трения, Россия уже никуда с этого пути не сойдет.

Ознакомиться с полным текстом книги можно на сайте библиотеки АлтГУ.

Tags: геополитика и международные отношения, имидж страны и региона, образование-политическая наука-история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments