ashpi (ashpi) wrote,
ashpi
ashpi

Categories:

Алтай: «Медвежий угол» или «Жемчужина Сибири»?

Вышел очередной номер информационно-аналитического бюллетеня ПолитСибРу. На это раз он полностью посвящен формированию имиджа Алтайского края. Редакция сайта  обратилась за оценками к авторитетным алтайским, сибирским и московским экспертам. Каждый из них с позиции своей профессиональной сферы озвучил представление о том, каким должен быть современный имидж Алтайского края, какими методами он должен формироваться и на ком лежит ответственность по его определению.

В бюллетене представлены мнения генерального директора ЗАО «Алтайская ярмарка» Андрея Олишевского, директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, заведующего кафедрой отечественной истории АлтГУ Валерия Скубневского, директора Алтайской школы политических исследований Юрия Чернышова, президента Алтайской региональной ассоциации туризма Татьяны Сажаевой, директора турфирмы «Хорст-Тур» Елены Шушаковой, директора пиар-агенства «Парк и К» Галины Качакаевой, управляющего партнера агентства «Imagine PR» (Новосибирск) Ильи Кабанова, драматурга Александра Строганова, алтайского политолога Константина Емешина и ряда других экспертов.

Приводим один из опубликованных там текстов:
 
Тема имиджа региона в последнее время активно обсуждается в Алтайском крае, однако в этих дискуссиях зачастую не хватает серьезной методологической базы. Понятие «имидж» часто подменяют более узким и прагматичным понятием «бренд». Но и об имидже как об «управляемом образе» представители самых разных отраслей знаний (регионоведы, политологи, специалисты по связям с общественностью, маркетологи, географы, историки, культурологи, психологи и др.) пишут совершенно по разному, у каждого из них своя система понятий, свои методы, свои приоритетные предметы изучения. Сейчас становится особенно очевидной необходимость проведения комплексных прикладных исследований, учитывающих ту специфику региона, которая проявлялась в прошлом, заметна сейчас, и которая, вероятно, будет акцентирована в будущем.
 
1. Имидж региона – это во многом ответ на вопросы, «каким видят Алтайский край, и какими видим мы его сами?"; это состоящая из набора характерных символов «картинка» региона, всплывающая в сознании. Принято считать, что имиджем можно легко управлять, поворачивая его в нужную сторону с помощью рекламы в СМИ и т.д. Однако на самом деле в имидже, помимо изменчивой «оболочки», всегда есть относительно твердое и неизменное «ядро». Если говорить применительно к Алтайскому краю об «условно-статичных» факторах формирования имиджа (по Э. Галумову),  то это будут расположенность «в глубинке», в относительно благоприятных (для Сибири) условиях для развития сельского хозяйства, вблизи великолепной природы Горного Алтая. Если в XVIII-XIX вв. Алтай ассоциировался прежде всего с горнозаводским производством, то затем на первый план вышла аграрно-промышленная направленность. Алтай – это «житница Сибири» и ее здравница (Белокуриха), это Колыванская ваза и демидовские заводы, это Иван Ползунов и Герман Титов, это Василий Шукшин и Михаил Евдокимов, это еще целый ряд исторических и культурных символов, которые, кстати, еще нуждаются в тщательной «инвентаризации».
 
2. «Условно-динамичные» факторы формирования имиджа во многом связаны с текущими политическими событиями, с яркими представителями региона. Серьезный ущерб очертаниям имиджа Алтайского края как административной единицы нанесло отделение от него в 1991 г. Горно-Алтайской автономной области и возникновение Республики Алтай. Появилось два субъекта федерации, претендующих на использование одного известного «бренда» по имени «Алтай». Это привело к «размытости», «разорванности» имиджа. В результате многие москвичи, например, постоянно путают эти регионы и называют жителей Алтайского края «алтайцами», даже не подозревая, что слово «алтайцы» – этноним. Образ Алтая во многом остается неразделенным – в российском массовом сознании он по-прежнему связан с представлениями о сельской глубинке, прекрасной природе, открытых и талантливых людях. Жизнелюбие, крестьянская чудаковатость, «своя правда», стремление к справедливости – те черты, которые ассоциируются с «алтайским характером». Что же касается политического имиджа края, то с 1996 г. (при А. Сурикове) регион входил в «красный пояс» и в целом был малозаметным на общероссийском фоне. Но в 2004-2005 гг. Алтай стал одним из главных «ньюсмейкеров»: в прессе часто ассоциировали его с «народным губернатором» М. Евдокимовым и с теми конфликтами, которые разгорелись после его победы на выборах. Известность края резко возросла, но она имела во многом скандальный оттенок, усиленный в 2005-2006 гг. еще и тем, как странно проходил суд по делу о гибели губернатора. Делегированный затем из Москвы на губернаторский пост А. Карлин способствовал «замирению» элит, но жизнь в крае во многом вернулась к стилю суриковских времен: бюрократизация всех сфер жизни, кулуарность в принятии решений, отсутствие интереса к общественному мнению. Справедливости ради нужно признать, что сейчас происходит обновление облика центральной части Барнаула – ремонтируются дороги и площади, реставрируются старые здания, строятся новые. Региональная власть пытается сделать город и край более привлекательными и для туристов, и для предпринимателей. Однако при реализации этого похвального намерения проявляется серьезный просчет: власть абсолютно не считает нужным предавать гласности и предварительной общественно-научной экспертизе свои проекты. Местных жителей просто ставят перед фактами. Именно так было, например, когда объявили о создании на Алтае одной из четырех федеральных «игорных зон». Многих граждан тревожат возможные негативные последствия этого (криминализация обстановки, развитие коррупции, игромании, наркомании, проституции и т.д.), однако предложение создать Общественный совет по контролю над реализацией проекта не получило никакого отклика в администрации. На проходившую в АлтГУ всероссийскую конференцию, на которой обсуждался имидж региона и проект «Бирзовой Катуни», не пришел ни один представитель краевой администрации, хотя приглашения им были. Недавно губернатор сильно удивил местную общественность, объявив, что город Барнаул будет развиваться на противоположном берегу Оби, станет «миллионником» и получит название Новобарнаульск. Общественность встретила эти научно не просчитанные и сверхдорогостоящие проекты с большим недоумением: сейчас численность населения города и края не растет, а падает, а бюджета не хватает даже на то, чтобы решить проблемы ежегодно затопляемого на том берегу поселка Затон… Подобные проекты явно отдают прожектерством, стремлением представить «наверх» красивую картинку. Такой стиль принятия решений может привести к отнюдь не безобидным последствиям для населения. Однако у жителей региона сейчас нет действенных «рычагов», с помощью которых они могли бы повлиять на принятие решений, скорректировать непродуманные и ошибочные проекты. Всенародные выборы губернаторов отменены, и именно поэтому новые назначенцы больше заботятся теперь о том, что о них подумают «наверху», а не «внизу». Формирование имиджа региона становится не просто управляемым, а слишком управляемым – с тенденцией к созданию «потемкинских деревень» специально для ока московского начальства.
 
3. Немалую роль в формировании имиджа региона играют и ожидаемые в будущем факторы. Какие прогнозы – оптимистические или пессимистические – преобладают по поводу демографической и экологической ситуации, темпов экономического развития, уровня жизни населения в регионе? Если говорить о каких-то оптимистических нотках, то они звучат редко. Некоторые из них связаны, в частности, с возможностью развития трансграничных связей. Так, проект «Алтай – наш общий дом» подразумевает развитие интеграционных связей с Казахстаном, Китаем, Монголией. Однако реальные выгоды от этого могут появиться лишь в том случае, если регионы не будут лишены права развивать прямые экономические связи. Гораздо чаще среди экспертов звучат пессимистичные прогнозы, и связано это не только с неразвитостью инфраструктуры и очень низким уровнем жизни в регионе, но и с отсутствием ясных перспектив. Ситуация в регионе продолжает оставаться тяжелой: по важнейшим социально-экономическим показателям Алтайский край продолжает отставать от большинства регионов России.По индексу качества жизни край занимает 57-е место. По уровню зарплаты и числу безработных показатели в Алтайском крае хуже, чем в соседних регионах:
 
 
Алтайский край
Кемеровская область
Республика Алтай
Площадь
% от терр. РФ
169,1 тыс. кв. км
1,0% 
95,5 тыс. кв. км - 0,6%
92,6 тыс. кв. км - 0,5% 
Население
% от нас. РФ
2621,0 тыс. чел. -
1,8%
2940,5 тыс. чел. - 2,0%
204,9 тыс. чел. - 0,1%
Численность
безработных
76,3 тыс.
42, 6 тыс.
5 тыс.
Среднемес. зар. плата
6149 руб.
10328,4 руб.,
7527 руб.
 
У многих возникает вопрос: если край вскоре «сольют» с кем-то из соседей, то какой смысл разрабатывать долгосрочную стратегию его развития, какой смысл рисковать, вкладывая в него инвестиции? Эта «зависшая ситуация» на фоне разговоров о разновариантных «укрупнениях» и «слияниях» уже нанесла серьезный ущерб не только имиджу, но и экономике региона. Есть и еще ряд негативных факторов. Серьезный ущерб региону наносит, например, то, что в нем традиционно не ценят талантливых земляков – ученых, режиссеров, художников, писателей, музыкантов, спортсменов. Так было, например, с Василием Шукшиным. Если кого-то власть и ценит, то чаще всего не столько за талант и реальные заслуги, сколько за политический конформизм, за готовность ей прислуживать. Из-за такой обстановки многие действительно талантливые люди  вынуждены покидать Алтай и искать признания в других городах страны или за рубежом.
 
Какой образ Алтая возобладает в будущем - «Медвежий угол» или «Жемчужина Сибири»? Этот вопрос пока остается открытым. Общий вывод таков: имидж региона - это отнюдь не то, что можно произвольно перекраивать в тиши чиновничьих кабинетов. Успех может иметь только та имиджевая политика, которая будет опираться на исторические традиции, на мнение и поддержку местного экспертного сообщества, на активную заинтересованность жителей региона в проведении такой политики.
 
Ю.Г. Чернышов, д.и.н., профессор, директор Алтайской школы политических исследований
  
Tags: имидж страны и региона
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments