ashpi (ashpi) wrote,
ashpi
ashpi

Categories:

Еще раз про блоги и публичную политику


На тему "Блогосфера и российская публичная политика" писали уже несколько разных авторов (кое-какую библиографию, например, можно посмотреть в этой публикации). Недавно появился еще один опус:  

Владимир Волохонский, старший преподаватель факультета психологии СПбГУ , статья Блогосфера и российская публичная политика — выложена на сайте МЭСП. Версия в PDF - здесь.

Пожалуй, главное достоинство текста - то, что в нем, наряду с давно описанными явлениями, отражены сравнительно недавние  факты - например, все более активное проникновение в ЖЖ маркетинговых технологий, популяризация молодогвардейки машисергеевой и прочие текущие напасти.

Некоторые суждения выглядят довольно наивными (например, про "наиболее популярных" политических блоггеров по "трем направлениям" - чувствуется все-таки, что автор не политолог). И, конечно, тексту не повредил бы краткий обзор той литературы, которая уже есть по этой теме.

А в остальном - полезно. Впрочем, пусть судят сами читатели - текст приводится ниже.

 

 

В последние годы интерес российской политики к «блогосфере» неуклонно нарастает — это заметно уже по тому, что партия «Единая Россия» в целях реализации своей руководящей и направляющей роли в жизни нашего государства организовала на своём сайте социальную сеть «берлогеров», а Президент РФ Дмитрий Медведев — персональный видеоблог. Подавляющее большинство блогов размещены на блог-сервисах, бесплатно предоставляющих свои услуги в обмен на доходы от размещения в блогах рекламы. По   оценкам издания «Ведомости» подавляющее большинство общественно-политических и бизнес-блогов сосредоточены на платформе Livejournal.com (Живой Журнал, ЖЖ), и в этом тексте будут обсуждаться только они. На данной платформе действуют как индивидуальные блоги, так и сообщества, тексты в которых публикуются разными авторами. В большинстве случаев зарегистрированные пользователи могут оставлять открытые для широкой публики комментарии к текстам блогов, на которые также могут быть опубликованы ответы.

Что же такое — блогосфера? Этим довольно расплывчатым понятием принято в прессе называть совокупность блогов — личных (иногда — корпоративных) «интернет-дневников», владельцы которых связаны друг с другом, что в какой-то степени напоминает радиолюбительские сети.

Блог — это до некоторой степени частный мир человека, в котором он может представлять себя таким, каким хочет показаться, рассказывать о том, чем хочется поделиться. Благодаря этой приватности пространства блога, а также возможности общения с автором, создаётся дополнительное доверие к содержанию. Этот феномен доверия также связан с тем, что за текст несёт ответственность персонально его автор, не делясь ею с редакторами, издателями, корректорами, верстальщиками, владельцами и прочими работниками средств массовой информации. В последние годы некоторое влияние на снижение доверия к блогам оказало активное проникновение в эту среду маркетинговых технологий — популярным блоггерам предлагают порой немалые деньги за рекламу продуктов и услуг. Вместе с тем, аудитория наиболее популярных блогов существенно превышает тираж многих газет и журналов.

 Блоггеры вносят друг друга в «списки друзей», с помощью которого создают свои «френдленты» - упорядоченную по времени ленту записей тех, кого они хотят читать. Информация о том, кто кого внёс в свою френдленту, является общедоступной, благодаря чему можно анализировать взаимосвязи между блоггерами — эти добавления в друзья являются по сути дела публичной социометрией.

 

На этом рисунке изображена структура взаимосвязей между блогами активистов петербургского движения защитников архитектуры «Живой город». Фиолетовыми буквами обозначены блоги, которые были внесены во френдленты многими активистами, но которые непосредственно к движению не относятся. В основном это активисты других общественных организаций. Дальнейший анализ показал бы, что эти блоги включены в широкую сеть разнообразных связей сотен других блогов, до каждого из которых - «два рукопожатия», и в гигантскую блогосферу из сотен тысяч или даже миллионов блогов, до каждого из которых ведет цепочка из всего трёх-четырёх человек. Надо пояснить, что существует популярное представление о «шести рукопожатиях», согласно которому все люди на земле знакомы друг с другом через цепочку из шести рукопожатий. Это косвенно подтвердили эксперименты американского психолога Стенли Милгрэма, где было показано, что жители США в среднем связаны друг с другом цепочкой из трёх знакомых.

Блоги в ЖЖ завели себе многие действующие политики — в записях vnovodvorskaia, belyh, aillarionov, leonid-gozman, m-gaidar, b-nemtsov, mitrokhin отражают то, что эти деятели российской публичной политики хотят сказать другим блоггерам и большой аудитории. Не все из них ведут блоги самостоятельно, так, Валерия Новодворская в интервью Би-би-си  сообщила, что не разбирается в технике. Поэтому все записи в блоге — её ответы на вопросы, записанные Константином Боровым. Помимо известных широкой публике фигур свои блоги ведут тысячи активистов различных политических движений, представляющих практически весь спектр мнений, от фанатичных поклонников любых действий правительства до их столь же фанатичных оппонентов, от пацифистов-антифашистов до радикальных националистов (более подробно вопрос о функциях блогов «вообще» я рассмотрел в статье, опубликованной в сборнике «Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet».

Что же они ищут в блогосфере помимо того, что занимает всех остальных людей? Ответ по большей части сводится к названию знаменитой книги Дейла Карнеги — политическим активистам, как никому другому, нужно завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. А ещё, как мне кажется, основная задача политика — сделать так, чтобы люди смотрели на мир его глазами. Тем читателям, которые полагают, что политика — это то, что происходит за дверями кабинетов чиновников, и потому блоги имеют какой-то политический смысл только если их читают эти чиновники, я могу посоветовать читать учебники и помнить о печальной участи тех, кто тоже так думал. В действительности, блог — один из лучших способов передать это собственное видение политика ближе всего к первоисточнику. Например, есть какие-то события, которые многие не могли видеть. И для всех остальных такое событие будет таким, каким о нём расскажут очевидцы. В июне-июле 1907 года, вышли первые номера газеты «Бакинский пролетарий», в которой за подписью «Коба Иванович» были опубликованы «Заметки делегата» с Лондонского съезда РСДРП. Эти записки являются в заметной степени прообразом современного политического блога. Только сейчас они были бы опубликованы прямо из Лондона, так что бакинские пролетарии смогли бы ознакомиться с ними ещё по ходу съезда. Проблема только в том, чтобы заставить бакинских пролетариев читать Кобу Ивановича. В общем и целом, блоги выполняют заметную часть функций партийной печати. Однако это достижимо лишь для тех, кто уже добился популярности и кого уже читают сотни человек.

Что же делают политические активисты с помощью своих (и отчасти — чужих) блогов? В общем-то, процесс повторяет обычную политическую жизнь. В блогах происходят: поиск сторонников, продвижение собственных идей, организация групп по взглядам и интересам, планирование и координация совместной работы, конкуренция с другими движениями и идеологическая борьба... Особое значение в этой связи приобретают сообщества (community), в которых множество участников может публиковать свои записи по теме. Сообщество может создать любой пользователь сети. Наиболее популярные в сфере политики — ru_politics (общеполитическое) и namarsh_ru (обсуждение маршей несогласных и других акций протеста). Благодаря им, а также ссылкам и обсуждениям в уже ставших популярными блогах, участники могут находить единомышленников. Порой обсуждение какого-либо вопроса включает десятки, а изредка и сотни собеседников при тысячах наблюдателей этой дискуссии. Впрочем, стоит отметить, что количество их участников в несколько раз меньше, чем сообщество, например, поклонников сериала «Ранетки» в блог-системе Mail.ru.

Основная проблема блогосферы, которая отмечается многими критиками — её «виртуальность». Критики полагают, что такого рода обсуждения не оказывают никакого влияния на «реальность». Широко распространено мнение, что блогам отводится роль кухонных разговоров советского времени — говорить можно сколько угодно, но в этих разговорах умирает мотивация делания. Вроде как поговорил — и уже чувствуешь себя легче. При том, что телевидение, а порой и радио и газеты находятся под прессом либо цензуры, либо самоцензуры, ограничены рамками бюджетов и борьбы за потребителя, в блоге якобы можно себе позволить всё. Некие виртуальные анонимные персонажи о чём-то говорят между собой, не неся за свои слова никакой ответственности, «сбрасывают пар», что в свою очередь приводит к отсутствию каких-либо реальных коррелятов этой активности.

Здесь необходимо сделать важную ремарку — хотя в системе анонимность предоставлена по умолчанию и правила системы Livejournal эту анонимность защищают (так, разглашение персональных сведений другого пользователя является одним из самых тяжких нарушений правил, за которым часто следует закрытие блога), подавляющее большинство активных пользователей системы не используют эту возможность в полной мере. Довольно тяжело найти блог, который существовал бы как сугубо виртуальный персонаж, не являющийся отражением реального человека, а некой фантазией, тексты в котором не отражали бы авторскую позицию. Это связано с двумя аспектами — во-первых, подобная деятельность — творческая, литературная работа, которая привлекает лишь незначительное количество нацеленных на подобное творчество людей. С другой стороны, «виртуальность» является ещё и некоторым ущербом репутации блоггера, снижает доверие к его текстам и его популярность. Помимо того, что блоггеры не являются виртуалами, заметная часть из них, особенно в сфере публичной политики, не являются также и анонимами. Мы можем, конечно, предполагать, что под каким-нибудь изредка появляющимя пользователем «весёлый медвед» скрывается весьма популярный действующий политик, но вряд ли он будет пользоваться этим блогом для именно политической активности в блогосфере. Если говорить о конкретных примерах, то из двадцати только что просмотренных мной записей в сообществе namarsh_ru только про двух национал-большевиков нельзя быстро узнать имя и координаты, но если задаться этим вопросом всерьёз, то скорее всего ответ будет также лежать не так уж далеко от поверхности. Надо уточнить, что блоггер может быть анонимным, но при этом не быть «виртуалом». Например, некая девушка, которая нигде не публикует никакой контактной информации о себе и следит за тем, чтобы никто не узнал её настоящего имени, но вместе с тем публикует свои собственные «настоящие» переживания, мысли, заметки — анонимна, но не виртуальна.

Но проблема взаимосвязи между деятельностью в блогосфере и деятельностью вне её действительно существует. Она довольно остра. Впрочем, эта проблема существовала всегда — есть публичные политики, а есть кабинетные мыслители, есть также и практики подполья, организаторы и т.д. Отдельно можно отметить, что даже при заявленном переходе «от слов к делу», к какой-то внесетевой активности, мобилизация привлечённых сторонников через социальные сети составляет, как правило, 1-10%. Конкретный яркий случай — в социальной сети Вконтакте.ру (здесь мы немного отходим от темы блогосферы, но принципиальные отличия вряд ли будут) была создана группа «за демократию при выборах ректора», посвященная недовольству студентов и преподавателей соответствующей ситуацией в университете Инжэкон. В эту группу записались более 2000 человек, было решено провести пикет. При опросе за сутки до пикета более 60 человек ответили, что придут туда. В реальности на месте событий было около 15 человек. То есть заявляют о своём желании поучаствовать 500 человек, о готовности придти — пятьдесят, а приходят десять. Путём привлечения сторонников через блогосферу в комбинации с более традиционными техниками можно добиться существенного улучшения результата, но мало кто пользуется этой возможностью из-за головокружения от успехов — получив инфомацию о том, что собирается придти больше людей, чем ожидалось изначально, впавшие в эйфорию организаторы заняты поиском зала побольше...

Ещё одной проблемой является выход политических инициатив и информации за пределы небольшого сообщества политически активных блоггеров, так как большинсво из них не читает никто, кроме других таких же озабоченных. Для того, чтобы привлечь к себе внимание, донести свою мысль, политические активисты пытаются создавать продукты для массового употребления — видеоролики и небольшие коллажи. Наиболее эффективной техникой является использование политической сатиры. Приведённая ниже картинка является ярким отражением этого жанра.

 

Несмотря на все эти проблемы, блогосфера активно используется при проведении публичных акций (и распространении информации о них), но наиболее интересная её функция — укрепление личных дружеских связей внутри политической организации, сообщества. Ведь в своих блогах многие политические деятели открываются не только как чуткие к общественным настроениям мыслители, но и как живые люди со своими радостями и проблемами, фотографиями детей и домашних животных, жалобами на детские садики и работу дворников.

В заключение отмечу, что наиболее популярными в политических блогах являются три направления: оппозиционно-демократическое, провластное и националистическое. Наиболее популярными блоггерами в первом из них являются oleg_kozyrev, aillarionov, v_milov, в националистическом - krylov, krig42, roman_n, tor85, soberminded. Если Владимир Милов и Андрей Илларионов сначала стали политиками, а потом начали вести блоги, то Олег Козырев, напротив, пришёл из блогов в политику, став популярным благодаря своей активной позиции, созданию множества видеороликов и готовности к диалогу. Провластное направление довольно отчётливо делится на группировки «аналитиков» и «молодёжи». Наиболее популярные в кругах «аналитиков» - leteha, tarlith_history, mrparker, в кругах же молодёжи - anaitiss, tagan, knup_ru. Возможно, популярность Марии Сергеевой, активистки Молодой гвардии Единой России, - временное явление, связанное с выступлением на митинге в поддержку автопрома, которое породило массу критических обсуждений. Не факт, что ей удастся им воспользоваться и закрепить внимание к себе. Наиболее активным в блогах в последние два года является движение «Россия молодая» - множество членов этого движения ведут свои блоги, где постоянно дают ссылки на посты лидеров с фотографиями и отчётами с акций движения. Однако в этих блогах, в отличие от «аналитиков», довольно мало собственно записей о политике, изложений политической позиции участников движения, обсуждений других позиций.

Также нельзя не сказать о тенденциях, которые развиваются в последнее время. Во-первых, это тенденция к коммерциализации блогов — в блоги всё активнее проникают маркетинговые технологии. Иногда этими приёмами пользуются и для привлечения внимания к какой-либо записи с политическим содержанием. Во-вторых, это миграция на автономные блоги. Получив стартовую популярность в Livejournal или других сервисах, блоггеры стремятся стать независимыми от его (сервиса) ограничений. В-третьих, миграция на другие сервисы — социальные сети (вконтакте.ру, одноклассники.ру), платформы т.н. микроблоггинга, в-четвёртых — видеоблоггинг, который становится всё более популярным (в отличие от «подкастов» - аудиоблогов, которые не добились в России особых успехов). Все эти тенденции касаются и политических блогов.

 
 

Tags: образование-политическая наука-история, пресса-интернет-живой журнал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments